Крым под санкциями – полтора года. А если их распространят на всю Россию?
Крымский полуостров уже полтора года живет под масштабными санкциями Запада. Здесь не работает GooglePlay и McDonalds, в порты запрещен заход иностранных лайнеров, прекращено авиасообщение с заграницей. До чего еще додумаются американцы, разозленные отказом русских “слить” Донбасс? Быть может, “крымские санкции” распространятся на всю РФ? И вообще, есть ли жизнь после санкций? Об этом “ПолитНавигатор” спросил крымских политологов.
Подпишитесь на новости «ПолитНавигатор–Крым» в Facebook, Одноклассниках или Вконтакте
Подпишитесь на новости «ПолитНавигатор» в ТамТам, Яндекс.Дзен, Telegram, Одноклассниках, Вконтакте, каналы YouTube и TikTok.
Олег Родивилов, политолог:
“Когда эти санкции вводятся, то их авторы пытаются найти самую болевую точку – некоторые считают, что без норвежских или американских технологий мы не сможем разрабатывать Арктику. Или у нас был почти год задержки строительства электростанций в Симферополе и Севастополе, потому что они проектировались под импортные виды продукции. Однако, у санкций есть предел – им невозможно войти в квартиру, дом – они носят характер злопыхательств в виде надписей на заборе. Россияне их переживут – бывало и хуже”.
Владимир Джаралла, политолог:
“Санкции ведут к сплоченности российского общества и готовности противостоять трудностям. Например, в Крыму санкции имеют исключительно раздражающий эффект. Только лишь вопрос, возникающий с визами. Но большинство людей просто не может позволить себе поехать куда-то, а второй момент – сфера компьютерных технологий. Здесь, скорее, более обидной выглядит позиция российских компаний, начиная от государственных, и мобильных операторов, которые откровенно говорят, что, опасаясь санкций, не хотят входить в Крым в открытую”.
Андрей Никифоров, политолог:
“Если такая линия на ужесточение санкций будет продолжена, то у России есть несколько вариантов маневра. Во-первых есть значительная часть стран, которые не поддерживают санкции. Можно уже сейчас совершить такой маневр, перенастроиться на другие рынки и сохранить примерно те же параметры существования, но, конечно же, с определенными издержками. Санкции в какой-то степени подталкивают Россию к тому, чтобы быстрее реагировать на то, что глобальная экономика, информационное пространство и так далее – это вещи временные, которые свой пик уже прошли. Многие, кто привыкли жить в этом глобальном пространстве, испытают массу неудобств, к которым надо готовиться. Это тот случай, когда примерно знаешь, где падать и можно соломку подстилать. Все то, что называется импортозамещением – это и есть что-то типа соломки. Я не предлагаю вернуться назад на 30 лет, но СССР жил без всех этих “Мастеркард”, “Виз” и свободной конвертации доллара. Не скажу, что все это замечательно, и к этому нужно стремиться, но, по крайней мере, и тогда люди были счастливы”.
Иван Мезюхо, политолог:
“В любом случае, санкции в отношении Крыма и остальной России будут продолжаться. Конечно, это будет чувствоваться, но, так или иначе, общество в России консолидировано вокруг действующей власти, и никаких кардинальных политических поворотов не произойдет. На бытовом уровне крымчане минимально ощущают эти санкции. И банковская проблема решена, и проблема мобильных операторов”.
Александр Форманчук, политолог:
“На ситуации в Крыму санкции, по большому счету, не сказываются отрицательным образом за исключением небольшого сегмента людей, которые сожалеют по поводу поездок в Европу, грантов каких-то. Но это – сегмент, который невелик.
Чем больше Запад ужесточает санкции, тем больше он стимулирует мобилизацию россиян на объединение вокруг президента. Конечно, санкции срабатывают в экономическом смысле, но для Крыма они не очень значительны. Путем санкционной войны против России ничего существенного добиться не удастся. Развалить ее не получится, как и создать какие-то условиях, которые приведут к внутреннему восстанию”.
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.