Взращивая нацизм: В Узбекистане начались русофобские эксперименты

Айнур Курманов.  
08.10.2021 09:09
  (Мск) , Москва
Просмотров: 3908
 
Авторская колонка, Политика, Россия, Русофобия, Узбекистан


С момента реабилитации 115 главарей басмачей, оправданных президентом Шавкатом Мирзиёевым в конце августа этого года, в Убекистане усиливается русофобская кампания. Власти вдруг вознамерились установить все вывески исключительно на узбекском языке, а теперь на местах начались «инициативы» чиновников, призывающих население отказаться от употребления русского языка.

В городе Чирчике, являющимся пригородом Ташкента, была развернута кампания по фактически массовому запрету употребления русского языка в магазинах, кафе, кинотеатрах, больницах, государственных учреждениях, а также в общественном транспорте. Служащие ходили по указанию начальства по городу и расклеивали специальные листки, где напротив распечатанных слов на русском стоял крестик красного цвета, а напротив узбекского галочка уже зеленого цвета.

С момента реабилитации 115 главарей басмачей, оправданных президентом Шавкатом Мирзиёевым в конце августа этого...

Подпишитесь на новости «ПолитНавигатор» в ТамТам, Яндекс.Дзен, Telegram, Одноклассниках, Вконтакте, каналы YouTube, TikTok и Viber.


Такая с виду невинная школьная шалость на самом деле являлась предписанием для продавцов, шофёров автобусов, официантов и бюджетников разговаривать с посетителями исключительно на узбекском языке. Согласитесь, что это фактически полное и массовое воспроизведение «языковых патрулей», только уже самими властями сверху, которые по сути указывали везде на то, что русским и их языку тут не место.

Естественно, что данная акция сопровождалась патриотическими лозунгами и на сайте городской администрации она подавалась следующим образом:

«Тот факт, что мы полностью овладели государственным языком, определяет наше уважение и любовь к нации и государству».

И это вовсе не какая-то задумка отдельного чиновника-самодура, а целый эксперимент на уровне города с целью выяснить реакцию жителей и отношение к данным действиям со стороны граждан всей республики.

Такой пробный шар брошен, чтобы проверить насколько этнические узбеки готовы к погромным действиям и к бичеванию тех, кто не может или не хочет изъясняться на государственном языке. На деле – это целенаправленная политика национальной и языковой сегрегации в нарушение собственного же законодательства. Так, согласно закону «О государственном языке» в Узбекистане гражданин волен сам выбирать язык межнационального общения, а права национальных меньшинств закреплены в Конституции.

Но в Ташкенте давно закусили удила и помчались в сторону построения моноэтнического государства, где, как и соседнем Казахстане, господствующая идеология построена на отрицании советского прошлого и этноцентризме или проще нацизме. Вовсе неслучайно, что такие русофобские шаги узбекские власти предпринимают синхронно и одновременно со своими коллегами из Нур-Султана (Целинограда).

Возникает такое ощущение, что они предпринимаются по одной методичке, написанной на Западе. И предпринята последняя кампания по вытеснению русского языка и его носителей была аккурат к 30-тилетию независимости обеих республик явно для подчеркивания национального превосходства, а также для доказательства окончательного избавления от «тоталитарного» и «колониального» наследия.

Но конкретно этот эксперимент в 150-тысячном Чирчике явно провалился, так как не встретил массового одобрения и поддержки со стороны населения. Более того, многие узбеки в социальных сетях осудили такое проявление языковой и расовой дискриминации. В частности, были и такие высказывания:

«А русские что, не люди? Раз мы вправе выбрать, на каком языке общаться, зачем тогда клеить таблички и призывать общаться на узбекском?», «Я русскоговорящий узбек, и мне стыдно читать в Интернете такие сообщения, до какой крайности доходят некоторые государственные организации».

И это показывает полную искусственность русофобской кампании, навязываемой сверху в качестве идеологической установки. Не нашлось в этот раз у ташкентских царедворцев даже пары националистических групп или движений, которые бы встали на защиту патриотически настроенных чиновников духовного управления хокимията города. Тут они явно поспешили и подошли формально к делу, не переняв заранее богатого опыта своих казахских соседей.

Правда, пытались отмахнуться от протестов сограждан сами служащие городской администрации. Вот, что написал пресс-секретарь хокимията Чирчика в отношении возмутившихся жителей:

«Никогда не думал, что люди такие недалёкие. Им трудно понять предложение, состоящее из простых слов. Послание в этих листовках поймут образованные люди».

Типичный ответ чинуш, считающих людей с другим мнением быдлом. Получается, что получили от акции в одном отдельно взятом городе обратный эффект. После тысяч жалоб процесс расклейки листовок свернули, а ранее развешанные сорвали. Но на этом рано ставить точку и расслабляться, так как курс на уничтожение всего русского в Узбекистане уже задан и все провокации носят системный характер и поставлены на поток.

Установка на то, что носители русского языка и культуры являются априори «неверными» активно и разными способами внедряется в сознание молодежи и широких слоёв общества через школьные учебники, издаваемую миллионными тиражами литературу, через телевизионные передачи и выступления мулл. Весь государственный аппарат пришел в движение в целях активного распространения сей мысли, а для создания враждебного образа используется и ползучая исламизация.

Например, после реформы образования в школы по многочисленным просьбам родителей будут допущены девочки в хиджабах, что ранее запрещалось, а в обязательную школьную программу включается изучение «геройской» деятельности басмачей, мулл и их предводителей во главе с оправданным президентом Курбаши Ибрагим-беком. Эти образы становятся орудием воспитания новых поколений узбеков в ненависти к советскому прошлому и нынешней России.

Правда, выдавливанием русского языка и их носителей подрывается и экономический базис республики во многом зависящий от финансовых поступлений трудовых мигрантов, работающих в той же России. Но в Ташкенте, видимо, рассчитывают, что молодые узбеки вполне смогут жить и трудиться в Москве в связи с появлением там на узбекском языке табличек и указателей.

Но это явно опрометчивое суждение узбекских чиновников, которое только усилит конфронтацию, и наоборот, создаст дополнительные проблемы для трудовых мигрантов. Тем более еще не скоро Шавкат Мирзиёев сможет обеспечить всех сограждан работой и достойной зарплатой внутри страны. Ясно, что власти хотят отвлечь миллионы людей от серьезных социально-экономических проблем возрождением феодальных порядков и патриархата, а также созданием из русских и национальных меньшинств внутренних врагов.

Это печально, так как следом за Ташкентом и Нур-Султаном вся Центральная Азия погружается в пучину религиозного и националистического мракобесия. Но такие игры могут плохо закончиться, так, как и великодушному терпению иногда приходит конец. Хочется напомнить новоявленным аристократам слова философа Эрика Хоффера:

«Человек, кусающий руку, которая его кормит, обычно потом лижет сапог, который его пинает».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.






Уважаемые читатели! По требованию Роскомнадзора ужесточаются правила публикации комментариев.

Запрещены к публикации комментарии с заведомо ложной информацией о проведении СВО ВС РФ на территории Украины, комментарии содержащие экстремистские высказывания, оскорбления, фейки.

Администрация Сайта вправе удалять комментарии и блокировать аккаунты без предварительного уведомления. Спасибо за понимание!

Размещение ссылок на сторонние ресурсы запрещено!


  • Март 2024
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    « Февраль    
     123
    45678910
    11121314151617
    18192021222324
    25262728293031
  • Подписка на новости Политнавигатора



  • Спасибо!

    Теперь редакторы в курсе.